Школьный театр.
Личность - это продукт культурной, а не биологической эволюции. И можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. И социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит опоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. И в принципе треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Но первостепенную роль в становлении личности детей играет такой социальный институт как школа. Образование, как и труд, выступает фундаментальной формой социализации человека и должно содержать все ее основные качества и характеристики. В школе должны, прежде всего, воспроизводиться не собственно школьные "инструментальные" ценности: нацеленность на оценку, послушание, изучение предмета, социальные: понимание прекрасного, самосовершенствование. Потому как динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности.
Поэтому наша школа поставила перед собой цель - формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целостный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспитание и обучение. В августе 2022 года в МБОУ «Ленинская СОШ» была организована школьная театральная студия.
Театр и школа, театральное творчество и самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы "принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке механизма своей работы.
Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная "зона невмешательства" так необходимая для самопроверки, оценке собственного "Я". Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
В сфере досуга дети, подростки, более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Школьный театр развертывается как методика введения ребенка в мировую культуру, которая совершается повозрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра здесь может рассматриваться как универсальный способ интеграции.
Актуальность создания обусловлена также тем, что в районном центре п.Первомайский нет детских театральных студий, что значительно ограничивает возможности детей и подростков в позитивной культурной реализации творческого потенциала.
Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости. Именно поэтому глубокое понимание учителем той педагогической действительности, которая существует в данном школьном сообществе, выделение болевых точек, реальных проблем и попытка говорить о них с подмостков школьной сценической площадки сделает театр по-настоящему значимым в глазах тех, кто порождает эту педагогическую действительность, в глазах учащихся школы.
Материально-техническое и ресурсное обеспечение театральной студии
Ресурсы |
Имеется в наличии |
Статьи расходов |
Школьные помещения |
Классные кабинеты, фойе, спортивный зал |
Уборка помещений |
Аппаратура |
Музыкальный центр, микрофон, видеопроектор, ноутбук, принтер |
Расходные материалы |
Канцелярские принадлежности |
Бумага, кисти, краски, цветные карандаши, фломастеры |
Расходные материалы |
Денежные (призовой фонд) |
Собственного изготовления (подарочные альбомы, открытки и т.п.) |
Сувениры, книги, дипломы, грамоты |
Декорации |
Школьная мебель |
- |
Сценические костюмы |
Собственного изготовления с помощью родительской поддержки |
Пошив сценических костюмов, прокат |
Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей и подростков. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция. Театральная деятельность, в рамках которой осуществляется синтез нескольких искусств, способна дать подростку возможность глубинной, свободной самореализации.
Организация культурно-досуговой деятельности участников студии способствует удовлетворению потребности школьников в творческой самореализации, а именно отражает творческую активность и самостоятельность участников, что позволяет естественно и органично усваивать ценности, нормы, образцы поведения сложившиеся в обществе.